понедельник, 2 декабря 2013 г.

29. Эпилог

       

        Дядя Георгий умер от инсульта в 1975 году, поздно осенью, на 77 году жизни. Случилось так, как он однажды сказал: «Хочется умереть сразу, после бани, чтобы не возились со мной...». Несмотря на его годы, он по прежнему работал на ферме. Пришел вечером домой с работы, побанился, побрилса, одел чистое белье, лег и больше не вставал...
        К этому времени, я работал уже пятый год инженером на заводе «Мезон». Его младшая дочь, Ленуца, моя первая любовь с пятого класса ,  после университета, работала учительницей молдавского языка и литературы в сельской школе Резень, недалеко от Кишинева, где ее муж Костя был директором школы. Мы все вместе поехали на похороны. У нас так принято, что всю ночь перед похоранами родственики и близкие друзья сидят вокруг покойного и вспоминают его добрые дела. Это называется «привегь». Было много интересных рассказов, но самые запоминающиеся, которые вошли в эту книгу, были рассказы отца Армаш. Я только тогда понял, как мало о нем знал. Он всегда рассказывал больше о других, как буд-то сам был только свидетелем событий... Все село проводило дядю Георгия в последний путь... Согласно обычаю, похоронная процессия останавливается у каждого колодца и каждого дома, где он принимал активное участие в строительстве, чтобы покойник простился, а благодарные люди поклонились ему... Такие остановки называются «пунте», т.е. мосты, Тетя  Люба у каждого моста оставляла рушник или коврик, колач, свечку и посуду на память о доброй души покойного...
        Теофил Васильевич Кожокару, после возвращения из Сибири, долго не мог устроиться на работу аграномом.  Потом закончил заочно Кишиневский Сельскохозяйственный Институт и стал учителем агротехники в нашей школе. Его единственный сын, Виктор, учился в одном классе с моим младшим братом, Сашей. Умер к 68 годам и похоронен рядом с моими родителями.
       Мой Старший Брат Иван был убит на рабочем месте 22 апреля 1992 в Рыбницу во время Приднестровского конфликта... Ему было 47лет...
       Отец Армаш, после возвращения из Сибири, служил Богу и людям еще тридцать лет в церковь села Петрены, Дрокиевского района. Он был трагически убит осенью 1992 года, в своем домике, на территории церкви. Как следствие показало, убийцы устроили погром в церковь и весь дом переворошили. Отец Армаш скончался от побоев... Спустя несколько недель, Аглая скончалась в больнице. Предпологается, что убийцы искали дорогостоящие реликвии, ценные иконы и библии... Ему было около 90 лет, а Аглаи около 85...
        Последний раз я встретил отца Армаш летом 1990 года, когда работал в правительстве Ресублики Молдова. Я приехал в Петренах для участия в праздничных торжествах «Limba noastră». Мы много беседовали. Он сообщил, что нашлась Аманда и она собирается его навестить. Тогда, в Сибири она три года жила с ними, потом уехала с парнем, который работал матросом на речном катере. Он тоже из Прибалтики. Хороший парень. Он просил у нас ее руки, мы согласились. Они долго добирались до Выборга, останавливаясь в монастырях и церквях, обращаясь за помощь только к служителям церкви. Потом поженились и эмигрировали в Финляндию тоже по линии церкви...
          Отец Армаш  попросил содействовать в решение проблем, связанные с его реабилитацией. Я поднял вопрос на заседание правительства и премьер министр Мирча Друк поручил министру культуры и культов Иону Унгуряну решить вопрос наилучшим образом. Унгуряну начал готовить помпезное мероприятие по публичной реабилитации, но вскоре кабинет Друка подал в отставку и процесс реабилитации закончился ничем...
         Мне очень обидно и стыдно, что такой святой человек обратился ко мне с единственной просьбой и я не сделал...
        Еще я не могу себе простить всю жизнь, что моя мама очень хотела повидать море, а отец очень хотел повидать Москву. Я планировал организовать все это круто, растянул время, потом оказалось поздно... Мои родители ушли в другой мир очень рано...
       Вот такая грустная исповедь в конце книги, которая им посвещается...



                      Конец второй книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий