воскресенье, 26 мая 2013 г.

15. Измаил



                                   
      Спустя три года после этого разговора, Иван был призван служить в рядах Советской Армии в Измаиле... История повторяется... Я окончил среднию школу и поступил в политехнический институт. До начала занятий оставалось целый месяц и я поехл навестить Ивана в Измаиле на несколько дней. Я не предупредил об этом ни отца, ни Ивана. Был август 1965 года. Мне еще не было 18 лет. Приехал в Измаильский военкомат и попросил помочь мне встретиться с братом. Из военной части, за мной прибыла машина с Иваном в сопровождении капитана. Какая честь! Утром, на второй день нас вызвали в штаб на собеседование. Я написал объяснительную записку о том, кто я такой и что хочу видеть. Иван получил инструкцию и увольнителиную на целый день. За нами был закреплен сержант из штаба, Слава Овчиников, и мы втроём пошли ознакомиться с крепостью, городом и музеем. Mы посетили исторический музей им. А.В. Суворова. Там история города и крепости Измаил начинается с 1590 года и всегда принадлежали России. Раза четыре крепость переходила к туркам, потом отвоевывалась обратно русской армией. В музее не нашли абсолютно ничего о роли Штефана Великого в строительстве и укреплении Измаильской крепости в то время, когда эти територии входили в составе Молдовы (1400-1504). Также, не нашли какие-либо документы, или фотокопии документов по измаильской теме из исторической работы Димитрия Кантемир по описанию Молдовы.  По тем временам в Измаиле уже не существовали школы с преподованием на молдавском языке, потому что молдоване составляли 3% населения города. Не удалось посмотреть оригинал, или фотокопия реляции Суворова А.В. после штурма Измаила. У нас всегда было подозрение, что описание начала штурма засекречено.

               Схема штурма Измаила (Википедия – Свободная энциклопедия)
Интересно, что тогда на схеме штурма Измаила были обозначены места расположений Потемкинской армии (на севере, в том месте, где написано «резерв») и казачих полков (на востоке, в том месте, где написано «Кутузов»). Видать, задача историков и сотрудников музея была, чтобы они делали то, о чем другие будут думать завтра...
У причала мы сфотографировались на память, потом пошли в кафе пообедать.
Я спросил Ивана по молдавски:
     –  Я так понимаю, Иван, что если, не дай Бог, завтра случится какая-нибудь «заваруха» на Балканах, ты будешь на первой линии а твой друг Слава – на второй...



                           Фотография на память в Измаиле в 1965 году.                                                  (С лева на право: Иван, я и Слава Овчиников)

  –  Ты правильно понимаешь, –  мрачно ответил Иван, –  только говорить нужно по русски...
 Я объяснил Славе, что  спросил брата, как давно они дружат... Слава ответил, что они служат в разных подразделениях и сейчас вместе впервые...
          –  А что, ты собираешься делать после армии, –  спросил я Славу.                                
           –  Пойду учиться на исторический факультет, –  ответил он.
           –  А как ты думаешь, Слава, –  продолжил я, –  какое место имел в виду Пушкин А.С., когда писал:
                            « У лукомория дуб зелёный,
                             Златая цепь на дубе том
                            И день и ночью кот ученный
                            Все ходит по цепи кругом.
                        .....................................................
                          Там русский дух, там Русью пахнет...»?
          – Конечно, Измаил! – Ответил Слава. – Он здесь бывал...
Только сдаётся мне , что там пахнет не русским духом, а русским геноцидом по отношению к молдавскому народу, по отношению к моим предкам...
                                                     *****
          Мы долго тогда беседовали о том, кто откуда взялся, как далеко отсюда уехал, и что успел сделать в жизни.
Потом я пытался строить генеалогическое дерево всех наших родственников. Нужно сказать, что это довольно сложное занятие. Самой интересной мне казалась судьба моего четырежды прадедушки Николаса, который жил в эпоху Наполеона. Он мне представлялся таким выдающимся, как граф Монте-Кристо. Но сколько я не терзал своих пожилых родственников, чтобы рассказали какие-то подробности о нем – никто больше ничего не знал. Как я говорил раньше, моя мама хорошо пела. В её репертуаре были несколько колыбельных песен маринисткого характера, которые я никогда  больше не слышал ни у нас в Молдове, ни в Румынии. Наверняка, эти колыбельные тянутся с тех далеких времен. Вот одна из них:
S’aud cântând                                     ( Рано утром на заре
S’aud în zori                                        Слышны песни отважных рыбаков,
Luntraşii veşnic călători....                 Которые вечно воюют с морем…
Cu luntrea lor voinică                         Со своею мощной лодкой
Avântul val dispică                              Они срезают бешеный вал
Şi trec aşa cu spor,                              И успешно проходят вперед,
Și cântă învingător.                             И победоносно поют.
Când vine noaptea peste noi,              Когда ночь к нам приходит,
Se’ntorc luntraşii înapoi.                    Возвращаются рыбаки назад…
S’aud cântând în zări,                         Слышно, как поют далеко-далеко
Cum vin plutind din depărtări...          С тоской и любовью.
Copiii fug de acasă                               Детишки выбегают на берег,
În cale să le easă                                  Чтобы встретить их
Şi cântă toti în cor                               И теперь все поют хором
Un cântec plin de dor...                       И песня побеждает  тоску.
Şi mama-i mai frumoasă,                    И мама красивee,
Chând tata întră’n casă                       Когда отец в дом заходит
Şi eu sunt fericit,                                  И я счастливый,
Ear tata-i obosit...                                А отец  усталый…)

       – Как обидно, что ничего о Николасе не известно. Наверняка, у него были интереснейшие воспоминания, документы, записи… Как можно было оставить его одного, на старости лет… Это глупо и жестоко, –  возмущался я.
–  Да, порой люди не понимают, что самое ценное в жизни, это никому уже не нужная жизнь твоего самого близкого родственника,  –  сказал дядя Георгий, –  а когда люди начинают понимать, то уже поздно. Жизнь течет только в одном направлении, и никто тебе не предложит: «Постой, давай попробуй еще раз, может быть, на сей раз, будет правильно…». Жизнь проходит очень быстро.  Люди умирают и уносят с собой много интересного и полезного.
–  Дядя Георгий! Я тебя очень прошу, расскажи свою историю, историю топора, где был, каково было в Сибири и вообще, что ты думаешь о вашей депортации, реабилитации –  загорелся я.

– Хорошо… – задумчиво сказал дядя Георгий, помолчал и налил себе стопочку цуйки, – это в память о тех, которые не вернулись, … чтобы им там хорошо было …

Комментариев нет:

Отправить комментарий